Деловая модель создания полноценного образовательного учреждения под эгидой "цеха" единомышленников видится следующим образом:
Мотивация.
Создание школы имеет смысл не ради самой школы, а лишь в случае кричащей надобности в создании системы качественного образования, возникшей у группы платёжеспособных родителей, объединённых общим делом и мировоззрением.
Учредительский комитет.
Применительно к экопоселениям этот вопрос решается лишь на уровне объединённых усилий сети поселений (не исключена сеть организаций), которые создают из числа своих полномочных представителей неформальный "учредительский комитет по образованию детей". Комитет учреждает формальный "фонд", изыскивает место, налаживает связи, оформляет необходимые документы, разрабатывает должностные инструкции, регламенты, методологию, методику, изыскивает и дорабатывает передовые учебные и воспитательные программы. По ходу дела привлекаются специалисты, но не те, которые необходимы, а те - без которых не обойтись. В договорах с ними обязательно оговаривается материальная ответственность за неверные решения и некачественные рекомендации. Затем Комитет проходит процедуру регистрации Школы (желательно интерната).
Финансирование.
Финансирование изначально происходит за счёт учредительских взносов участвующих организаций, а в дальнейшем - за счёт регулярных взносов родителей. Крайне важно спланировать развитие на базе школы малых коммерческих программ и ведение натурального хозяйства.
Кодекс чести.
Представители поселений (члены Комитета) разрабатывают и утверждают "Кодекс Чести Учителя", определяют меру ответственности участников дела, включая этические и экономические санкции.
Кадры.
Подбор кадров осуществляется тщательным образом, путём отрыва от дела в своих поселениях (организациях) САМЫХ надёжных, образованных, выдержанных и ответственных людей. Коллективы поселений командируют их за общественные деньги на работу в сфере образования своих детей. Директор и завхоз назначаются Комитетом, которые, в случае несостоятельности, могут получить отвод 2/3 коллектива учителей. Экономически это удовольствие стоит недёшево, а отрыв от дела серьёзно действующего человека увеличивает нагрузку на остальных.
Принципы.
Таким образом, определились основные принципы надёжной школы: учителей делегируют коллективы, Комитет осуществляет этический и финансовый контроль за обучением своих детей. При игнорировании перечисленных принципов дети будут обречены на сомнительное, неконтролируемое и безответственное "новационное" образование.
Ученики.
Прежде чем ратовать за образование и "подъём" помимо своих ещё и сторонних детей, в том числе "бедных сирот", посчитайте, в какую сумму обходится год обучения и проживания одного ученика, если найдёте желающих платить деньги за обучение конкретных "чужих" детей - можно осторожно увеличивать число учеников.
В 1992-94 годах нами были предприняты попытки стихийного образования детей вне средней школы, попросту погружённых в нашу "развивающую среду", терпящих лишения и участвующих по мере сил во всех делах. Вначале я пытался писать учебники, но не хватило сил. Пришлось оплачивать услуги репетиторов по химии, английскому, компьютеру и вождению. Но всё равно ощущалась острая образовательная недостаточность. К сожалению, пока рано вести речь о "сети" полноценных поселений, - их можно перечесть на пальцах одной руки, и они неразвиты. Таким образом, приходится надеяться на то, что они появятся и разовьются.
Надеюсь, моё письмо усилит меру ответственности и осторожности при решении проблемы создания школы. И не подражайте никому: ни Песталоцци, ни Макаренко, ни Щетинину, ни Морозову, ни Шри Ауробиндо, ни мне. Делайте всё по-своему, исходя из крайней необходимости, местных особенностей, здравого смысла, учёта ценных сведений и понимания собственного дилетантизма. Реальным, радующим мою душу результатом вашей работы будет то, что вы (надеюсь) сможете взять на себя нагрузку по подъёму нескольких детей и развязать руки нескольким людям, способным зарабатывать деньги и развивать базовую мировоззренческую деятельность.


Hosted by uCoz