Фрагмент письма А. Юнязову из Екатеринбурга, декабрь 2000 г.
1. Настоящая школа - это локальная эволюционирующая социальная система и, соответственно, развивающая среда высокой степени сложности. Основная цель школы - закладка базовых понятий о цели и смысле человеческого существования, кристаллизация высших этических норм, наработка универсальных умений и навыков, предельное развитие генетически заложенных позитивных способностей.
2.Учитель - человек, у которого можно научиться нести ответственность за слова, управлять эмоциями, зарабатывать деньги, понимать природу, водить машину, срубить избу, разобраться в компьютере, лечить травами, терпеть лишения, выплавить металл из руды, привить яблоню, жертвовать собой ради истины, ясно понимать цель и смысл человеческого существования, отличать истинное от ложного. Понятно, что люди, которые всё это могут, встречаются редко.
3. Человек, имеющий право быть Учителем, как правило, обременён колоссальной массой забот, обязательств и ответственностью перед родственниками, друзьями, коллегами. Короче говоря, он несвободен. Освободить его для нового дела можно разве что при помощи больших денег либо в момент социальных катаклизмов, а это вопрос случая. Кроме того, человек, наработавший право быть Учителем, всегда категорически отказывается от этого дела, потому как понимает всю колоссальную меру ответственности. То есть: кто может - тот не хочет.
4. Напротив, человек, который почти ничего не может (даже толком заработать на жизнь), как правило, очень хочет учить. Это нехороший признак, ибо "рвущихся в педагогику" допускать к детям, как правило, нельзя. Здесь существует опасная стезя спекуляции благими намерениями и паразитической адаптации. По нашим наблюдениям, в педагогической сфере очень часто подвизаются ловкие посредники между "нуждающимися бедными детьми" и спонсорами. Они делают на этом неплохие деньги, то есть живут за счёт спекуляций. Не менее вредны педо-эзотерики, которые не в силах загрузить ненужной белибердой взрослых (их не желают слушать) и стремятся отыграться на подневольных зависимых детях (они не вправе послать подальше "лже- учителя"). Эта беда проталкивается под соусом замечательных деклараций об экологическом образовании, расширении сознания и жизни в гармонии с природой. Увы, такого рода "педагоги" не несут за результат своей работы никакой ответственности. Поэтому, когда я слышу, что некие люди желают устроить школу, в которой они хотят чему-то учить детей, у меня возникает вопрос: как они сами организуют свою жизнь? Что они сами умеют и МОГУТ ДЕЛАТЬ? ... Аксиома такова: что мы можем - тому и научим.
5. Модными ныне педагогическими феноменами являются многодетные "приёмные семьи" либо интернаты семейного типа, в которых под высокими лозунгами часто совершенствуется система аргументированного узаконенного попрошайничества и существования не для детей, а за счёт детей. Если такой "семейный интернат" не подконтролен нескольким внешним заинтересованным структурам, то на фоне тотального нравственного обвала в нём формируется закономерная тенденция к деспотизму и педофилии. Мне известны факты создания под Москвой на деньги швейцарских меценатов специального посёлка, в котором приёмные дети живут в коттеджах на полном пансионе с наёмными "мамой" и … "тётей". Эта технология безопасности приёмных детей была выработана на печальном опыте. Исключением являются множество приёмных семей, осуществляющих взаимный этический контроль, как это происходит в КИТЕЖЕ.
……


Hosted by uCoz