Иван Гончаров,
Центр экологических инициатив "Нево-Эковиль", г. Сортавала
Александр Выговский,
Служба экологической реставрации, г. Таруса


Экология и образ жизни Классическое применение термина "экология" относится к области науки, занимающейся изучением многообразных связей живых организмов со средой обитания. Однако в реальности понятие "экология" выплеснулось далеко за пределы своего изначального научного значения и употребляется в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. В общественном сознании обозначенный термин, как правило, ассоциируется со скандалами, касающимися загрязнения биосферы токсичными отходами и разрушением природных экосистем. Это политизированная экология протеста, которая характерна для "зеленого" движения.Понимая мотивационные основы этого движения, мы исповедуем несколько иную экологию, которую можно назвать экологией образа жизни или экологией дела. Таким делом на данном этапе развития экологического сознания в городской среде является вторичное освоение посттехногенных ландшафтов и создание модельных систем альтернативного, экологически корректного бытия. Экологическое либо ноосферное поселение представляется нам одной из таких систем. Под экопоселением мы понимаем развивающийся, совершенствующийся социально-хозяйственный комплекс, в организационную основу которого заложены принципы, позволяющие сознательно удерживать компоненты экосистемы "человек - общество - среда обитания" в динамическом равновесии. Динамика эта ориентирована силами разума в сторону увеличения биологического разнообразия и продуктивности нооценозов, сознательного структурирования трофических цепей, гармонического преобразования доступной части жизненного пространства и возведения окружающего ландшафта на высшую эстетическую ступень.Феномен альтернативных поселений, строящих экологически сбалансированный быт и создающих развивающую среду на основе планетарного и космического мировосприятия, представляется нам предтечей грядущей трансформации человечества. Необходимость такой трансформации назрела со всей очевидностью и направлена от геноцидного технократического в сторону аграрно-информационного, истинно ноосферного общества.

Экология и нравственность
Классическая экология не использует аппарата нравственных категорий. Состояние биоценоза может быть "плохим" или "хорошим" только условно, скажем, по характеристикам биоразнообразия и продуктивности. Тем не менее, в массовом обиходе слово "экология" обрело антропоцентрическую нравственную окраску. Определение ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ стало равнозначно определению "чистый", "безопасный".
По нашим представлениям, наиболее сильное влияние на формирование общественной нравственности оказывает христианская традиция, исповедующая высшие формы человеколюбия. Однако, этого уже недостаточно. С ростом цивилизации и превращением ее в силу, соизмеримую с глобальными природными явлениями, христианская теоцентристская и филантропическая нравственность не способствует формированию гармоничных связей между элементами экосистемы "человек - природная среда", "общество - природная среда", а, следовательно, не в силах регулировать процессы, порожденные человеком и опасные для всего живого. По нашему убеждению, человечество стоит перед императивной необходимостью рождения ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ и ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ, в основу которой будет положено осознание каждым разумным существом возможных разрушительных последствий своего образа жизни. В таком контексте служение Создателю ассоциируется не с жертвенным поклонением могучему высшему существу, а с одухотворенной сотворческой деятельностью, направленной на гармонизацию отношений с природой. Это новое миропонимание призвано сбалансировать взаимоотношения в системе "- личность - общество - природа - Абсолют - личность -".
Сугубо научные доказательства губительности техногенных урбанистических форм организации бытия недостаточны для перехода к экологически корректному, альтернативному образу жизни. Научные аргументы не содержат в себе элемента чувственного потрясения, и призывать на этом языке к кардинальному изменению способа существования столь же неэффективно, как и научным языком доказывать заядлому курильщику, что "курение вредит вашему здоровью". Здесь нужен катарсис. Поэтому, мы стоим перед естественной необходимостью возрождения и обновления исконных "корневых" традиций единения с природой. К их числу относятся древлянские, ведические, друидические, авестийские культы, инициирующие сакральные способы единения и сотворчества человеческого сознания с биосферой.
Первым и основным признаком развитого планетарного мировоззрения и высокого уровня экологической нравственности является попытка сознательной личности сменить разрушительный для биосферы, городской образ жизни на альтернативный - экологически сбалансированный и эволюционно перспективный.

Город и деревня
Городской бытийный уклад, по нашему глубокому убеждению, является неразумным в силу экологической некорректности, энергетической уязвимости, болезнетворности и нравственного распада. Ортодоксальная деревня также находится в упадке. Сравним характерные черты деревенского и городского образа жизни в приведенной ниже таблице.

Традиционная деревня Город
Неизбежная физическая активность Дефицит физической активности
Универсальность навыков Высокая профессиональная специализация
Общественный этический контроль Бесконтрольность
Низкий уровень образованности Высокий уровень образованности
Относительная автономность Полная зависимость от социума
Простота технологий жизнеобеспечения Сложность технологий жизнеобеспечения
Интеграция с природной средой Интеграция с техногенной средой
Простота информационных систем Многообразие и сложность информационных систем
Натуральная форма обмена Концентрация денег
Фитонцидная среда обитания Токсичная и бактериозная среда
Возможность регулировать качество среды обитания Невозможность повлиять на качество среды обитания
Природный ритм жизни Социальный регламент


Экопоселение как интегральный феномен

Учитывая положительные и отрицательные стороны города и традиционной деревни, определим ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ как форму организации бытия, сочетающее в себе их лучшие свойства. Перечислим характерные черты новой, экологически корректной формы организации бытия:
  • Симбиоз с природными формами (животными, растениями, микроорганизмами, стихиями).

  • Творческая средообразующая деятельность. Возведение ландшафта на высшую эстетическую ступень.

  • Универсальность навыков в сочетании с высоким профессионализмом.

  • Энергетическая автономия.

  • Развитие экологически корректного производства.

  • Натуральное хозяйство.

  • Участие в локальном законотворчестве и самоуправлении.

  • Самобытность - создание особенного образно-мифологического, знакового, языкового пространства микросоциума. Наработка специфических традиций.

  • Формирование органичного, не оторванного от реальности, мировоззрения.

  • Использование информационных технологий и современных систем связи.

  • Коллективная разработка и внедрение нетрадиционных образовательных программ.
    Часть перечисленных характеристик не могут осуществиться в рамках небольшого локального поселения. Поэтому, мы ведем речь о необходимости создания СЕТИ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ. Вне сети отдельное поселение обречено трансформироваться или в сторону традиционной деревни, или в сторону урбанистического образования.


  • Классификация действующих альтернативных поселений
    Среди реально существующих в России альтернативных загородных поселений можно различить следующие формы, претендующие на роль моделей эволюционно прогрессивного и экологически сбалансированного образа жизни в ближайшем будущем:

    1. Альтернативные духовные общины
    Пример: "Тиберкуль", община Церкви Последнего Завета. Хакасия. Особенности: единоверие, вегетарианство, семейственность, рассеянность по многим деревням, высокая образованность, квазихристианские обряды и ритуалы, декларативное отрицание денег. Система управления - духовная авторитарная иерархия при строгом этическом контроле. Намечена тенденция к внедрению в структуру традиционных систем управления. Источники существования: взносы от проданных городских квартир, издательская деятельность, миссионерство, натуральное хозяйство, народные промыслы. Контингент - переселенцы из мегаполисов. Образ жизни - деревенская одухотворенность. Численность резидентной группы с детьми и родственниками - свыше 2000 человек. Летом численность значительно увеличивается. http://www.vissarion.ru

    2. Экологические деревни
    Пример: "Нево-Эковиль". Карелия. Особенности: территориальная объединённость, разноукладность, высокая образованность, текучесть кадров, склонность к познанию верований предков, славянские обряды и ритуалы, организация летних лагерей волонтеров. Система управления: синархия. Мягкий этический контроль. Источники существования: производство посадочного материала, столярное и плотницкое дело, натуральное хозяйство. Контингент - переселенцы из городов. Численность резидентной группы-15 человек.
    Тел/факс: (81430)236-43, e-mail: nevo@onego.ru

    3. Экопоселения - школы
    Пример: Община "Китеж". Калужская область. Территориальное объединение семей, взявших на воспитание приемных детей. Особенности: быстрые эволюционные преобразования в течение 10 лет от авторитарного правления в коммуне и единой кассы до сложного консорциума. Серьезный опыт работы с детьми, международные связи, высокая образованность, использование культурного задела нескольких духовных направлений, включая индуизм и христианство. Жесткий этический контроль. Источники существования: пособия на детей, гранты, благотворительные взносы, сельскохозяйственные программы, натуральное хозяйство. Численность резидентной группы - 50 человек, в том числе 30 детей.
    Тел. (08454) 232-24, e-mail: kitezh@kaluga.ru
    Примером "поселения - школы" может служить геленджикская школа Щетинина, но мы не располагаем о ней достаточной информацией.

    4. Эзотерические рекреационные лагеря (ЭРЛ)
    Инициативная группа, в числе которой опубликованы фамилии В.Кирбятьева, В.Сокальского, А.Середнякова (С-Пб.) объявила экопоселением дер. Гришино, расположенную в месте слияния речек Важинка и Мужала неподалёку от ж/д станции Свирь, на границе Ленинградской области и Карелии. Численность резидентной (постоянно проживающей) группы неизвестна. В летнее время организуется палаточный рекреационный лагерь с целью прохождения всеми желающими оздоровительной практики с применением восточных эзотерических техник. Периодически численность временных поселенцев достигает 100 человек, включая детей.
    Для поселения характерны игровая изобретательность и высокая организационная активность: фэнтэзи-клуб, мастерские народного и детского творчества, коллективные медитации, танцы, работа на земле, семинары-тренинги, оригинальные праздники.
    Основной источник денег на месте - организационные сборы с каждого участника и оплата услуг инструкторов. vasudeva@mail.spb.org Следует отметить, что за последнее десятилетие ЭРЛ стали общепринятым способом летнего времяпрепровождения различных эзотерических групп и заняли прочное место в структуре духовного бизнеса. Не исключено, что на базе некоторых загородных эзотерических "тусовок" в конечном итоге смогут образоваться полноценные альтернативные поселения.

    5. Природовозрождающие социальные системы (ПВСС)
    Экспедиционные лагеря Службы экологической реставрации деградированных ландшафтов (Службы ЭР). Направление деятельности: вторичное освоение постантропогенных пустошей, строительство ноосферных микропоселений, природовозрождение.
    Особенности: ноосферное моделирование нооценозов и экологически корректных форм бытия, подготовка кадров, научные изыскания, развитая концептуальная и методологическая база, использование культурного задела множества мировоззрений, веротерпимость. Пример: ПВСС "Старая ферма". Система управления: собрание руководителей действующих программ, правотворчество, этический контроль. Источники средств: ландшафтное проектирование, ландшафтный дизайн, методологические и юридические консультации, внедрение технологий переработки отходов, производство посадочного материала редких и уникальных растений, натуральное хозяйство. Тел/факс (08435) 3-16-01, ers@tarusa.ru

    Предполагаемые формы экологически корректных форм организации бытия
    1. Экополисы, экограды
    Энергетически автономные мини-города, интегрированные в природную среду и обеспеченные совершенными системами переработки отходов. Вероятно, такие города будут отличаться занятостью в сфере высоких технологий, развитием дачного, паркового и заповедного дела, самоуправлением, высокой экономической эффективностью, автаркией, всесторонней системой образования и высоким уровнем культуры населения. На данном этапе развития градостроения наиболее близкими к обозначенной модели являются города Арзамас-16, Борок, Дубна, Ленинск, Обнинск, Протвино, Пущино, Снежинск и им подобные.

    2. Эко-фермы
    Территориально обособленные системы производства и переработки определенных типов сельскохозяйственной продукции. Основными признаками экологически сбалансированного фермерского хозяйства являются замкнутый производственный цикл, полная утилизация отходов, энергетическая автономия и возобновление почв за счет внутренних ресурсов. Не исключена ассоциация их в кооперативы. В недалеком будущем можно представить семейные мини-фермы, занятые в сфере высокотехнологичного производства, не имеющего отношения к сельскохозяйственной продукции. Локомотивом деятельности эко-ферм предполагаются семьи, предпочитающие проживать в удалении от социума.

    3. Эко-реликты
    К реликтовым экологически целесообразным формам организации бытия относятся этнические заповедники, скиты, монастыри, поселения религиозных сект, помещичьи усадьбы, крестьянские хозяйства, усадьбы музеев, заповедников, заказников и школ-интернатов, дендрологические парки, метео- и биостанции, поселки вокруг удаленных от городов научных учреждений. Их будущее будет определено состоянием земельного законодательства, гражданской инициативой и уровнем экологической культуры людей, решивших развивать обозначенные направления.

    4. Родовые поселения
    Наиболее модным и активным природно-эзотерическим движением в современной России является сеть общественных организаций, сформированных на почве прочтения наивно-фантастического многотомного бестселлера В.Мегрэ "АНАСТАСИЯ". По мировоззренческим позициям движение "АНАСТАСИЯ" близко к учениям Генри Торо, Льва Толстого и Порфирия Иванова, но в своей основе содержит неизмеримо более привлекательный романтический и трансцендентный задел, из которого, скорее всего, появится очередное учение. Одним из базовых прагматических элементов этого учения является изначальное право каждого жителя планеты на получение 1 га земли для создания "родового поместья". Владимирский, Челябинский и Московский клубы предприняли попытки оформления территорий под "родовые поселения" участников. Физически, под флагом "АНАСТАСИИ" на начало 2001 г. не создано ни одного классического загородного поселения, но уже появился довольно мощный информационный резонанс, породивший почву для развития издательского, "кедрового", туристического, сувенирного и культового именного бизнеса. Не исключено, что тенденция к созданию "родовых поселений" обретёт стабильное право на существование и займёт свою нишу в системе альтернативных форм бытия. Для получения разнообразной информации по обозначенной теме достаточно озадачить любую поисковую машину указанным выше именем.
    Дополнение: в русле движения "Анастасия" на январь 2003 года из известных групп, организовать зимовку на "гектарах" удалось некоммерческому партнёрству "КОВЧЕГ" в Малоярославецком районе Калужской обл.

    Аграрно-информационное общество Перечисленное разнообразие организационно-правовых форм и жизненных укладов призвано лечь в основу экологически сбалансированного общества. Важнейшим условием становления и развития такого общества является наращивание мощностей информационных технологий и средств современной связи. При наличии качественной связи можно вести речь о развитии отношений в сети альтернативных экологически сбалансированных поселений. Экополисы призваны выполнять в аграрно- информационном обществе (термин заимствован у В.Э.Симонова) роль "нервных узлов", по сути, координационных центров. Наличие сети предполагает возможность свободы выбора, разностороннего развития и творческой реализации личности.
    Таким образом, в качестве первого этапа перехода от технократического, геноцидного общества к ноосферной цивилизации мы видим создание разноукладной сети поселений, объединенных единым экологическим мировоззрением и информационным полем. Такая сеть призвана положить начало реанимации посттехногенных ландшафтов и преобразованию разрушенной биосферы в ноосферу.


    Hosted by uCoz